加拿大华人论坛 俄语学习俄副外长雅科文科在《俄罗斯报》撰文谈上合组
在加拿大
СТАТЬЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ А.В.ЯКОВЕНКО ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ШОС
опубликована в "Российской газете" 10 августа 2005 года
Опубликовано: 12.08.2005
Среди региональных структур, созданных в настойчивом стремлении воплотить в реальные жизненные формы идею многополярности, особое место занимает, безусловно, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Изначально сформировавшись для решения пограничных вопросов на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, "Шанхайская пятерка" - Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - выросла в весьма динамичную и влиятельную международную организацию. С 2001 года ее членом является Узбекистан, статус наблюдателя имеют Монголия, Индия, Пакистан, Иран, а интерес к деятельности ШОС так или иначе проявляют Шри-Ланка, Япония, а также АСЕАН, США и ЕС.
И это отнюдь не случайно: ШОС - открытая организация партнеров, ориентированная на поддержание мира и стабильности в регионе и развитие широкого международного сотрудничества. В центре Евразии, в сердце планеты, строится объединение, включающее в себя две глобальные мировые единицы - Китай и Россию, вошедшие в ХХI век стратегическими партнерами, и охватывающее страны с огромным взаимодополняющим потенциалом.
Используя успешный опыт, накопленный членами организации при решении трудных, а подчас драматических вопросов политического и военного характера, испытанное в годы становления организации взаимное доверие, традицию межцивилизационного уважения, диалога и поиска общих путей развития - все то, что иногда называют "духом Шанхая", - мы вправе рассчитывать и на общие стратегические достижения в нашем взаимодействии в этом регионе в самых различных областях.
Еще будучи пятеркой, участники объединения начали понимать, что без экономической составляющей нет возможности дальнейшего развития. Первые заходы о необходимости экономического сотрудничества появились в 1998 году. Уже на первой встрече глав правительств государств - членов ШОС в сентябре 2001 года был подписан Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса на создание благоприятных условий в области торговли и инвестиций.
Важнейшим шагом на этом пути стало принятие государствами - членами ШОС в 2003 году Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В долгосрочной перспективе - до 2020 года - эта программа рассчитана на создание наиболее благоприятных условий для взаимной торговли и инвестиций, максимально эффективное использование региональных ресурсов и постепенный переход к свободному перемещению товаров, капиталов, услуг и технологий.
Среди приоритетных направлений сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, программа выделяет взаимодействие в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства. Это означает, что наша программа имеет серьезную социальную составляющую. По сути своей - это программа совместного развития стран региона в первой половине ХХI века.
Масштабность задач требует, однако, их скрупулезной проработки. Нужно прежде всего создать стабильные и прозрачные условия, "правила игры", осуществить комплекс мер в правовой области на национальном и международном уровнях, договориться о первых шагах - общих пилотных проектах, способных отработать роль локомотивов сотрудничества.
Реализация этих вопросов прорабатывалась на заседании глав правительств в Бишкеке в 2004 году, где был принят конкретный План мероприятий, содержащий 127 пунктов. Раздел сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса представлен 19-ю совместными темами разработки, в сфере транспорта - 20-ю, а области образования, науки и технологий посвящена почти треть всего Плана мероприятий.
Это означает, что перед Шанхайской организацией сотрудничества ее участники ставят весьма амбициозные задачи модернизационного характера.
Основания для определенного оптимизма, безусловно, есть. В последние годы экономический рост во всех странах ШОС стабильно достигает 6-8 процентов, и, по прогнозам, этот темп удастся поддержать в ближайшее 5 лет, и не только в связи со стабильной хозяйственной динамикой Китая, ставшего вторым по объему ВВП государством мира, или возрождением экономики России, но и активным развитием центральноазиатских членов организации.
Серьезные выгоды сулит сотрудничество в топливно-энергетической и транспортной областях. В перспективе здесь есть возможность на основе совместной организации геологоразведочной деятельности перейти и к совместной разработке богатейших ресурсов Центральной Азии. Планируется осуществить крупные нефтегазовые проекты, связанные с прокладкой трубопроводов. В частности, из Центральной Азии в Синьцзян - Уйгурский автономный район Китая с коренной реконструкцией трубопроводной системы в Киргизии.
Поистине проектом века может стать строительство трубопровода из России в Китай. Далеко не случайно столь пристальное внимание этим проектам уделяют и наши американские партнеры. Они иногда относятся к нашим особым отношениям с партнерами по ШОС с некоторой долей ревности. Хотя сами не прочь поискать варианты участия в перспективных проектах на пространстве ШОС. Например, путем приобретения пакетов акций задействуемых компаний.
В планах Шанхайской организации сотрудничества - проработка идеи единого транспортного пространства государств-участников. Но уже сейчас ведется определенная работа по модернизации автотранспортных коридоров, изучение возможностей прокладки новых маршрутов, в том числе железнодорожных, из западных районов Китая в Европу. Стратегическое значение новых транспортных коридоров, способных создать абсолютно новые векторы в региональной экономической политике, очевидно. Их благотворное влияние уже в краткосрочной перспективе скажется на ситуации не только государств Центральной Азии, но и близлежащих стран.
Ведь открытый доступ к морским портам - это доступ к новым ресурсам развития, к новым рынкам, к новым отношениям. А в конечном итоге именно такой путь - путь развития - станет наиболее надежным и эффективным средством преодоления тех проблем современности, что породили и будут еще долго порождать межцивилизационную подозрительность и недоверие, экстремизм, сепаратизм и терроризм.
В этом смысле ШОС - это уникальный политический шанс, принципиально новая модель геополитической интеграции. Организация охватывает почти две трети Евразийского континентального пространства, объединяя государства различных цивилизационных истоков.
俄副外长雅科文科在《俄罗斯报》撰文谈上合组织发展问题
2005年8月10日刊登
发表日期: 2005.08.15
许多地区性组织都在力争真正实现多极世界的思想,毫无疑问,上海合作组织在其中占有特殊地位。
起初,为了解决边界问题,根据加强军事领域的信任和相互削减边境地区军事力量的协定,组成了包括俄罗斯、中国、哈萨克斯坦、吉尔吉斯斯坦和塔吉克斯坦在内的“上海五国”,尔后它发展成为最有活力和影响力的国际组织。自2001年起,乌兹别克斯坦成为其成员,蒙古、印度、巴基斯坦、伊朗成为其观察员,斯里兰卡、日本、东盟、美国和欧盟也不同程度地表示对上合组织感兴趣。
这并非偶然。上海合作组织是一个旨在维护地区和平与稳定以及发展广泛国际合作的开放性组织。在欧亚大陆的中心,在世界的中心地带,建立起一个联合体,它的成员既有作为战略伙伴跨入21世纪的中国和俄罗斯,也有具有巨大互补潜力的一些国家。
学习各成员国在解决政治和军事难题中的成功经验,不断加强在这一组织组建过程中表现出的相互信任,秉承不同文明之间相互尊重的传统,进行对话和探寻发展的共同道路,所有这一切被称之为“上海精神”,因此我们可以寄希望于这一地区在各个领域的相互协作取得共同的战略成果。
早在只有5个成员国时,大家就已经明白,没有经济合作就不可能继续发展。1998年出现了必须进行经济合作的最初尝试。2001年9月上合组织成员国第一次政府总理会晤签署了《上海合作组织成员国政府间关于开展区域经济合作的基本目标和方向及启动贸易和投资便利化进程的备忘录》。
在这条道路上迈出的最重要一步是上合组织成员国2003年通过的多边经贸合作纲要。这是一个截止到2020年的长期纲要,目的是为相互贸易和投资创造最佳条件,最有效地利用地区资源,向商品、资本、服务和技术的自由流通逐渐过渡。
在优先合作方向上,除了有能源、交通、通信、银行信贷外,纲要特别重视在教育、科研和创新技术、卫生、农业方面的协作。这意味着,我们的纲要具有具体的社会合作内容。实际上,这是该地区各国在21世纪上半期共同发展的纲要。
任务规模之大需要特别精心地统筹规划。首先要有稳定的和透明的条件,即“游戏规则”;要在国家水平上和国际水平上实施整套的法律措施;要对初步措施达成协议,这是一些能够推动合作的试验性的共同项目。
在2004年举行的政府总理比什凯克会议上落实了这些问题,通过了有127个条款的具体计划。在能源合作一章中就提出了19个共同研究课题,在交通方面提出了20个,几乎用了三分之一的篇幅来谈教育、科研和技术合作。
这意味着,成员国对上合组织提出了十分大胆的现代化任务。
有理由对此持乐观态度。最近几年上合组织所有成员国的经济增长率都稳定在6-8%的水平上,据预测,今后5年仍能维持这样的增长势头。这不仅因为中国经济的稳定增长(其国内生产总值已居世界第二)和俄罗斯的经济复兴,而且还因为这一组织中所有成员国的经济发展。
能源和交通领域的合作会带来巨大好处。将来,在共同组织地质勘探活动的基础上还有可能进而共同开发中亚极为丰富的资源。计划实施与铺设管道有关的大的石油天然气项目,例如:铺设从中亚到中国新疆维吾尔族自治区的管道,彻底改造吉尔吉斯斯坦的管道系统。
建设从俄罗斯到中国的管道可以成为真正的世纪工程。美国人如此关注这一项目并非偶然,他们往往怀着某种嫉妒心理来看待上合组织伙伴们的特殊关系。美国自己也在想方设法地参与上合组织地区的有前途的项目,例如通过收购一些公司股份的做法。
上合组织还计划研究建立成员国统一交通空间的方案。现在就着手在改造公路走廊方面做某些工作,研究铺设从中国西部到欧洲的新干线(包括铁路)的可能性。可在地区经济政策中开拓全新领域的新的交通走廊具有战略意义,不仅对中亚国家,而且对周边国家能够很快产生良好的影响。
打通使用海港的通道就意味着获得新的发展资源,进入新的市场,开始新的国家关系。最终,正是这条发展道路将成为克服当前一些问题的最可靠而有效的手段,这些问题已造成和将长期造成不同文明之间的猜疑和不信任,产生极端主义、分裂主义和恐怖主义。
这就是上合组织的意义所在,这是难得的政治机遇,是地缘政治一体化的全新模式。该组织几乎涵盖了欧亚大陆三分之二的区域,将不同文明起源的国家团结起来。
·中文新闻 从送货司机到首席执行官:Don Meij 在达美乐结束 40 多年的职业生
·中文新闻 丽贝卡·瓦尔迪在社交媒体上发表大胆声明,在科琳·鲁尼签署《